МАДОУ Детский сад № 3 "Светлячок"
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 1719.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Файруза Даринбаева (УИ №3487, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Неудачный ребенокОбычная семья... В социальном отношении благополучная. Никто не злоупотребляет алкоголем и не сидит в тюрьме. Все работают. Материально обеспечены неплохо. Бабушка заботится о ребенке, отдавая ему все свое время. В доме чистота. Мальчику восемь лет. Он здоров, красив и учится в гимназии. Есть отчим, а родной отец несколько лет назад погиб... Меня пригласили в дом из-за мальчика. Жалоба звучала так: «Агрессивный, жестокий, неуправляемый и не хочет учиться». Я приношу с собой волшебную палочку. Она переливается и чарует. Обычно палочка помогает мне говорить с ребенком. Мальчик не притрагивается к ней и выводит меня на чистую воду: «Это просто палочка, стеклянная, а в ней блестки плавают в воде». - В Деда Мороза ты, наверное, тоже не веришь? - спрашиваю. - Конечно, нет: это же дядьки переодетые, а Дед Мороз один - он живет на Северном полюсе, - в голосе слышится небрежность опытного человека. Мальчик к моему приходу прорезал на коленях ножницами свои школьные джинсы - чтобы не ударить в грязь лицом. Он не мог сидеть спокойно, все что-то делал, приносил и показывал, залезал на шкаф. Прыгал на диване. Бабушка и мама в четыре руки оттаскивали его и в два голоса раздраженно кричали. Им было стыдно, что мальчик «так неприлично ведет себя при постороннем человеке, позорит маму и бабушку . Бабушка поминутно приказывала ему «слезть», «выйти», «надеть», «не трогать», «сказать спасибо», «положить на место», «сидеть смирно». При этом ее лицо становилось свекольного цвета - давление! «Вот видите, он вызывающе себя ведет, нарочно доводит меня». Потом мы долго разговаривали с мамой и бабушкой. Я узнала, что отчим теперь приходит только по выходным, бабушка не может доверить ему воспитание мальчика, потому что «ребенка может воспитывать только тот, кто любит, а чужой человек не может любить». Отчиму сказали: «Не смей ничего говорить!» После этого случая мальчик уже не слушался отчима и корчил ему рожицы: «Ничего ты мне не сделаешь». Бабушка не хочет, чтобы дочь жила с этим человеком: «Не нравится он мне. Понимаю, что не права, но ничего не могу поделать с собой». Во время нашего разговора в дверях комнаты возник мальчик с чемоданом в руках. Ты уезжаешь? - Я буду одеваться! Лукаво улыбаясь, он примерял старые вещи. Бабушка и мама смотрели с выражением неизбывного горя. Так смотрят на тяжело больного близкого человека. Потом мальчик предложил поиграть с ним в прятки. Он спрятался где-то в недрах квартиры. И мы втроем пошли его искать. У бабушки и мамы было на лице выражение больных рабов, которых утром выгоняют на плантацию. Пулеметная очередь обвинений не прекращалась. «Посмотрите, какие у него игры тупые. Скажите самое главное — он недоразвитый?» Мы вошли в комнату и увидели, что на полу лежали три бумажки, несколько тряпок и ножницы. «Поглядите, что он натворил! Я прихожу в отчаянье. Ведь к Вашему приходу я драила квартиру три часа». «Нет, мы не разрешаем ничего делать дома. Уж лучше мы сами, чем потом за ним переделывать. Он просит, но мы ему не даем: только грязь разводить». И тут же: «Такой ленивый , ничего не хочет делать, не понимает, что маме трудно стирать, приходит грязный». «Совершенно бесчувственный! Вот что он подарил нам ко дню святого Валентина! Разве восьмилетний ребенок может так примитивно рисовать!» (В чем обвиняют: в бесчувственности или в неумении рисовать?) «И какая у него речь корявая! Он хуже всех в своем классе». (Это проговаривается при ребенке постоянно, а говорит мальчик, между прочим, вполне прилично). «И памяти у него совсем нет. Стихи плохо запоминает... Неудачный ребенок у нас». При маме и бабушке я обследовала у мальчика память и мышление. Все оказалось в норме. Мама искренне была рада его точным, разумным ответам. Но бабушка, выслушав ответы внука, воскликнула: «Ну вот, теперь вы видите, что он тупой?!» Ей было неприятно услышать возражения. Однако, увидев, что тут ничего не поделаешь, бабушка произносит с безнадежностью в голосе: «Ну, а поведение-то у него как у недоразвитого. Как вы расцениваете поведение?» Таких детей, чрезмерно много двигающихся и не умеющих сосредоточиться на одном предмете, называют гиперактивными. Иногда это явление - следствие органического нарушения в мозговом стволе (например, высокого давления в желудочках мозга). Но чаще всего у этих детей нет отклонений в органике, как и у нашего мальчика. При наблюдении выясняется, что его поведение прямо зависит от того, что делают взрослые. Они не слышат мальчика, не сосредоточивают на нем доброжелательное внимание, не говорят с ним - и он сам навязывает себя в чрезмерных дозах (уж лучше такое внимание, чем никакого). «Вызывающе» - от слова «вызывать». Он вызывает на общение с ним, а не на бой. Мальчик явно говорит своим поведением: «Играйте со мной, говорите со мной на моем языке!» Не хотят - «игры у тебя тупые». И уже совсем припертые в угол: «Ну не дано нам это. Не дано» (обратите внимание: «нам не дано» - я не умею, значит, и никто не может). Чем больше взрослые напрягаются в борьбе с ним, тем невыносимее он себя держит. Пока бабушка выходит из себя: «Не прыгай на диване, ты смерти моей хочешь!» - он прыгает, и будет прыгать до тех пор, пока она кричит. Стоит ей отвернуться, как он слезает с дивана и переходит к тому предмету, который представляет ценность для бабушки. Взрослые очень дорожат мебелью и ее полировкой? Когда мальчик хочет аргументировать свое право на действие, он берет молоток и замахивается на шкаф. Раздается страшный крик бабушки и мамы, и дело заканчивается вызовом скорой помощи для мамы. Мальчик так ни разу и не стукнул молотком по гардеробу, но самое страшное, что могло при этом случиться (сердечный приступ), пережили неоднократно. Горячие, пламенные отношения! Без иронии говорю. Есть семьи, где все - словно мухи сонные, и никто никого не трогает. Здесь же все наоборот. Бабушка и внук нуждаются друг в друге. Проливают друг на друга потоки обжигающей энергии. Внук как бы кричит: «Говорите со мной на моем языке, я есть, я живой!» Бабушка тоже кричит: «Я живой человек, пожалейте меня!» Все кричат: пожалейте меня! Вопрос: кто же должен первым начать жалеть? Ответ: взрослые, конечно. Покажите мальчику, как это делается. «Когда бабушка схватила его за волосы, чтобы заставить решать примеры, мальчик стал вырываться и пнул ее в живот». Бабушка утверждает, что с его стороны это было бесчеловечно. Происходит простое научение. Мальчик учится у взрослых обращаться с людьми. Если бабушка легко переходит грань, значит, это принято и не подлежит сомнению. Получается, что взрослые помогают мальчику быть таким, каким он им не нравится. Мама и бабушка нуждаются в том, чтобы их научили технике взаимодействия с ребенком: хвалить, критиковать, разговаривать, играть, запрещать... Но сначала нужно все расставить по местам. Определить, что главное, а что второстепенное. Что, например, дороже: нервы или чистота в доме? Не действовать так, будто шифоньер дороже человека. Может, взрослым выгодно так себя вести? На первый взгляд - совершенно не выгодно, потому что делает всех несчастными и приближает к инсульту. Но по большому счету - выгодно: дает бабушке чувство нужности семье и избавляет от страха одиночества. Можно понять бабушку и посочувствовать ей? Можно. Честная ли это игра с ее стороны? Нет. Игра ли это? Кто знает... Осознанную игру ведет бабушка или нет - в любом случае она попадает в ловушку... Попадаются в ловушку и те, кто верит: «Вот если бы у нас был удачный ребенок, то было бы другое дело» (можно было бы жить не вместе). Это ловушка, потому что куда ни кинь -всюду клин. Если мальчик в порядке, можно жить раздельно, а это означает одиночество для бабушки и невозможность власти над другими. Если он не в порядке - приходится по-настоящему мучиться - с уроками и со всем остальными. Но зато власть в руках .И делается выбор в пользу второго, тяжелого варианта. Не будь мальчика, главной проблемой стал бы зять. Закон сохранения несчастья. Вина ли это чья-нибудь? Скорее беда. А может ли быть выход? Да. Он - в способности радоваться друг другу, солнцу; в мужестве принимать других людей и самих себя; в том, чтобы реализовать свой могучий потенциал на ином поприще... Но все это - не в традициях описываемой семьи. В этой семье такому не учат. В семьях негласные правила, как оценивать и воспринимать мир, передаются с незапамятных времен, и члены семьи обычно воспринимают их как нечто само собой разумеющееся. Им кажется, что возможно только так, как у них. А если у других иначе? Бабушка сказала о ком-то: «Они не кричат друг на друга, и это лицемерие». В такие игры в одиночку не играют. Дочь не может обходиться без матери, и даже частенько союзничает с ней в борьбе против своего мужа. Зачем ей это надо? Так она помогает бабушке не быть изолированной, а себе - не быть одинокой и самостоятельной, то есть не быть свободной. Свобода всегда трудна. Но несвобода - мучительна. Противоречие? Да. Оно лежит в основе личной драмы этой молодой женщины, драмы, которая скрыта от мира и от ее собственного сознания, а на поверхности остается обманчиво простая проблема с непослушным ребенком.
8 февраля 2012 в 05:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.